Процедура сертификации FSC контролируемой древесины

Лесоперерабатывающее или лесоторговое предприятие (далее — Клиент) принимает решение о сертификации цепочки поставок и контролируемой древесины в соответствии с требованиями FSC и выбирает аккредитованный сертификационный орган (далее — Подрядчик) для проведения сертификации. Клиент направляет Подрядчику заявку на сертификацию по утвержденной Подрядчиком форме. На основе заявочной информации о Клиенте Подрядчик определяет стоимость и перспективы проведения успешного аудита.
Расширение области сертификации цепочки поставок до FSC контролируемой древесины необходимо, если имеет место один или несколько вариантов из описанных ниже:
Клиент желает присвоить категорию «FSC контролируемая древесина» материалам от не сертифицированных поставщиков для их использования в производстве FSC групп продукции;
Клиент желает присвоить категорию «FSC контролируемая древесина» материалам от не сертифицированных поставщиков для последующей их реализации (или продукции, произведенной из этих материалов) с таким же FSC заявлением;
Оценка соответствия Подрядчика требованиям FSC-STD-40-005 может быть проведена на основном аудите цепочки поставок (по стандарту FSC-STD-40-004) или в ходе дополнительного (контрольного) аудита, назначенного Подрядчиком по запросу Клиента.

После обсуждения сертификационного процесса, включая отслеживание Клиентом источников происхождения продукции и все последовательные стадии переработки, Подрядчик делает предложение Клиенту по стоимости и процедуре сертификации. После принятия предложения и согласования всех условий Клиент и Подрядчик заключают договор на сертификацию. Договор не ограничивается сроком на период проведения сертификации.

Проведение предварительного аудита цепочки поставок не является обязательным, но его проведение дает Подрядчику общее представление о структуре управления Клиента, а сам Клиент знакомится с требованиями FSC и Подрядчика. В случае проведения предварительного аудита, это указывается в дополнительном соглашении к договору на проведение сертификации.
Основной целью предварительного аудита является определение тех областей, в которых может потребоваться доработка или пристальное внимание Клиента до проведения основного аудита, а также уточняется область сертификации.
По результатам аудита Клиенту представляется отчет с выводами о соответствии системы цепочки поставок действующим требованиям FSC.

Клиент должен до проведения основного аудита предоставить Подрядчику наиболее важные документы (резюме Системы должной добросовестности – СДД, перечень поставщиков контролируемой древесины с указанием регионов/лесничеств, информацию о заинтересованных сторонах для проведения консультаций), чтобы он мог детально разобраться в особенностях процесса планирования и управления. Это необходимо для оптимизации аудита.

В случае проведения предварительного аудита Клиента, как только устранены все значительные несоответствия, Подрядчик планирует проведение основного аудита. Если предварительный аудит не проводился, Подрядчик согласовывает сроки и проводит основной аудит только после заключения договора, но не ранее 6 недель после публичного уведомления органом по сертификации заинтересованных сторон о проведении оценки клиента.
Основными аспектами основного аудита являются:
Идентификация входящих и выходящих материалов;
Оценка рисков происхождения и смешения древесины;
Реализация СДД (с обязательным проведением консультаций с заинтересованными сторонами и полевой проверки на уровне FMU — лесных участков поставщиков и пунктов смешения древесины (места хранения, отгрузки и переработки));
Разделение продукции (сертифицированная и не сертифицированная);
Система документации (включая ведение бухгалтерии);
Обучение и информация о сотрудниках;
Надлежащее использование логотипа FSC.

После устранения Клиентом значительных несоответствий (при их наличии) и закрытия этих несоответствий в отчете, отчет направляется в Комитет по сертификации, постоянно действующий при Подрядчике. Комитет по сертификации принимает решение о выдаче FSC сертификата цепочки поставок.
Сертификат регистрируется Подрядчиком в базе данных FSC http://info.fsc.ru. При необходимости Клиенту могут быть выставлены незначительные несоответствия — условия, которые должны быть выполнены к определенному сроку.
Не реже одного раза в год Подрядчик будет проводить контрольные аудиты Клиента, чтобы проверить выполнение условий, выставленных в отчете. Основными аспектами таких аудитов являются оценка функционирования СДД, контроль ведения учета материалов, контроль входа/выхода продукции и использование логотипа FSC. За 5 лет действия сертификата должно быть проведено не менее 4-х контрольных аудитов.
Дополнительные пояснения
Весь сертификационный процесс не регламентируется сроками, поскольку готовность различных предприятий к сертификации и время устранения ими возможных несоответствий до выдачи сертификата неодинаковы.
Сертификат выдается сроком на 5 лет с взятием Клиентом на себя обязательств соответствовать требованиям FSC и Подрядчика на протяжении всего срока его действия.